Сине-зелёный фарфор (цинцы)

Одна из разновидностей фарфора, которая считается самой подходящей для заваривания чая – это цинцы, или селадон. Cамо название «цинцы» переводится как «сине-зеленая керамика». В Европе такую посуду называют «селадон», по имени пастуха из романа Оноре д’Юрфе «Астрея», который носил светло-зеленую одежду. Сейчас уже трудно установить, когда начали производство этого фарфора, но некоторые исследователи полагают, что сине-зеленую посуду начали делать более двух тысяч лет назад. Другие считают, что производство началось значительно позже, в X веке, но можно точно утверждать, что в династию Южная Сун (IX – XII века н.э.) в районе Лун Цюань на территории современной провинции Чжэцзян уже располагались печи для обжига.

Посуда эта была очень популярна как в Китае, так и за границей. На протяжении 500 лет цинцы был важным продуктом экспорта. Многие европейские аристократы и коронованные особы тратили большие суммы на покупку этого фарфора, а правитель Саксонии Август II даже построил дворец для хранения изделий из цинцы. Португальцы писали в своих отчетах о торговых операциях, что «изделия из селадона – самые прекрасные из всего, что придумали люди, они красивее, чем золото, серебро или хрусталь». Чем же так примечателен цинцы?

При производстве этого вида керамики используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинцы очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие. Зачастую такую посуду сравнивают с нефритом. Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды») до зеленоватого («Цвет зеленой сливы»), темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба»). При производстве часто применяют особый прием,изобретенный лунцюаневскими мастерами, из-за которого на поверхности появляются маленькие декоративные трещинки («кракле» или «цэк») , которые придают изделиям более «древний» вид.

Трешинки образовывались на глазури вследствие разницы между коэффициентами расширения стенок сосуда и глазурного покрытия, что и приводило к растрескиванию последнего в ходе охлаждения изделий. Посредством варьирования химического состава керамической массы и глазури можно было добиться заранее задуманного расположения трещин. Существовали также способы («замедленный цэк»), при которых трещины появлялись на сосуде через некоторое время — месяц или даже год. В зависимости от характера трещин и их колористических особенностей подобные варианты нередко имели отдельные названия, например «колотый лед», когда трещинки образуют концентрические круги, часто в нескольких слоях глазури, или «тающий лед с кровью угря», цэк на голубовато-серой глазури, закрашенный кармином.

Сине-зелёный цвет благоприятствует богатству и безмятежности, скромности.

Это не только согласуется с нормами конфуцианства и неоконфуцианства, но также высоко ценилось согласно возникшим в эпоху Тан эстетическим и литературным идеалам. В период расцвета танской династии поэт Лу Юй в разделе «Чацзина», посвящённом атрибутике, восхвалял цинцы именно как драгоценность, полагая, что использование цинцы ярче проявляет цвет чая, подчёркивает именно прелесть чистоты цвета.

И живший во время поздней Тан поэт Лу Гуймэн сочинил такое поэтическое славословие о красоте цинцы:

В Юэ девять осеней росу и ветер обжигают,

Тысячелетних горных скал цвет изумрудный добывают.